Статистика
Количество воспитанников: 94
Дети до 3 лет: 19
Дети от 3 до 7 лет: 75
Выпускники: 16
Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Консультация для родителей «Советы психолога о приобщении детей к чтению»

Автор: Наталья Валерьевна Козлова
|Должность: педагог-психолог, структурное подразделение "Детский сад №11 комбинированного вида" МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида"
В современных условиях вопросы приобщения детей к чтению художественной литературы наиболее остро открываются во взаимоотношениях родителей и детей. Основной упор современные родители делают на обучение ребенка процессу чтения.
Все больше появляется различных методик, курсов по раннему обучению чтению дошкольников, которые формируют неадекватные ожидания у родителей к будущим результатам их детей. Как показывает практика общения с родителями, в рамках просветительской работы в условиях детского сада, многие хотят, чтобы их дети, выходя из детского сада, уже умели читать. Однако не все понимают и знают, как в домашних условиях формировать положительное отношение к самому процессу чтения у детей, сделать и этот процесс интересным, увлекательным, так чтобы у ребёнка и во взрослой жизни осталась привычка читать.
Предлагаю вашему вниманию несколько простых, но практичных советов и рекомендаций, которые помогут взрослым приобщить их детей к чтению, сделать этот процесс интересным, увлекательным и максимально доступным для дошкольников.
Первое о чем бы хотелось сказать родителям – это то, что нужно ответить на вопрос – зачем вы хотите приобщить ребёнка к чтению? Не научить читать – это делают воспитатели, учителя, а именно сделать, так что бы ребёнок в будущем, читал сам. Ответив на этот вопрос, родитель начнет лучше понимать, что и как ему делать. Ведь это вопрос мотивации, а она всегда стоит на первом месте. Если нет желания, то и не будет активности, и совместное чтение не будет приносить удовольствия ни взрослым, ни детям.
Чтение взрослыми литературы детям, может послужить фундаментом для формирования познавательных интересов, «почвой» для возникновения детских вопросов и местом для новых открытий. Совместное чтение – это хороший пример организации досуга и отдыха для детей со стороны родителей.
Не лишним будет напомнить, что совместное чтение помогает решать задачи речевого развития ребёнка: формирование культуры речи; обогащение словарного запаса; образец красивой, грамотной речи для взрослого и ребёнка. Содержание прочитанных книг несет большой творческий потенциал для мышления и воображения ребёнка, служит основой для формирования своих творческих идей, насыщения образов и представлений о мире, отношениях в этом мире и собственном месте в нем.
Второй важный вопрос, на который стоит ответить родителю – а зачем это моему ребёнку сейчас? И здесь, на мой взгляд, кроется корень многих бед. О пользе чтения многое сказано и написано, но я бы отметил сам факт совместного времяпрепровождения взрослого и ребенка за книгой, содержание прочитанного, может послужить хорошим основанием для теплого, эмоционального, близкого общения, которого так не хватает современным детям.
Напомню, что период дошкольного детства является одним из ключевых для формирования будущей личности человека. Произведения отечественных и зарубежных авторов для детей этого возраста несут в себе огромный нравственный потенциал. Народная мудрость, описанная в сказках, художественное и языковое многообразие в стихах положительно влияют на становление личностных качеств ребёнка.
Третий важный вопрос, как читать, так что бы ребёнку было интересно? Необходимо позаботится об условиях, в которых вы будете читать ребёнку: отсутствие посторонних звуков, отключение социальных сетей, комфортное освещение, удобное расположение. Желательно читать вместе в одно и то же время: днем или перед сном, и тогда это станет привычкой, что положительно скажется на характере вашего ребёнка. Стоит помнить, что заставить нельзя, а вот увлечь можно, и для детей дошкольного возраста это ключевое условие. Именно увлеченность, заинтересованность самого взрослого чтением книг, обсуждением содержания прочитанного лучше всего способствует приобщению ребёнка к чтению литературы.
Если вы приняли решение регулярно читать с ребёнком, то стоит ответственно подойти к выбору произведений. И здесь необходимо обратить внимание на возраст ребёнка, его интересы, потребности так, как без учета этих параметров ему будет скучно и неинтересно. Дошкольники по своей природе очень эмоциональны и подвижны, этот факт стоит учитывать, если родитель будет читать скучным и монотонным голосом, без загадки, интриги, пауз, ребёнку станет скучно.
Процесс чтения должен быть похож на маленький театр, где ребёнок выступает в роли зрителя. Родитель читает и для ума и для души ребёнка, важно после чтения обсудить с ребёнком, что вы прочитали, как он понял связь событий, переживания и мысли героев. Можно заранее подготовить несколько вопросов, листы и карандаши для рисования по событиям прочитанного.
Детские психологи рекомендуют проигрывать сюжеты сказок и рассказов, это помогает детям с одной стороны понимать и почувствовать нравственные и этические законы, с другой преодолевать внутренние проблемы: страхи, тревожность, агрессивность. А для родителя это возможность лучше понять своего ребёнка, через проигрывание сюжета, эмоции героев увидеть внутренний мир ребёнка с иной стороны. Одним из условий приобщения ребёнка к чтению книг, является пример самого взрослого. Мама или папа проводят время с книгой, ребёнок это видит и для него становится это нормой.
Родители делятся своими впечатлениями от прочитанного и ребёнок понимает, что чтение важно и актуально для них, несет пользу и смысл, наполняет жизнь новым содержанием. Для поддержания детского интереса в доме должны быть детские книги, в доступном, открытом месте. Родитель регулярно обращает внимание ребёнка к книгам: случайно оставит открытую книгу с красивыми иллюстрациями на видном месте; ребёнок задает вопрос – родитель обращается за ответом к книге; родитель с особым внимание рассматривает или читает детские книги, тем самым показывает пример отношения к чтению.
Регулярное посещение детской библиотеки, с одной стороны отличная форма организации досуга ребёнка, включение в новые социальные отношения, с другой возможность показать ребёнку все многообразие книжного мира.



Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 22.02.2024   |   Изменено: 22.02.2024 08:55:42
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Как защититься от коронавируса?
Фотографии