Статистика
Количество воспитанников: 94
Дети до 3 лет: 19
Дети от 3 до 7 лет: 75
Выпускники: 16
Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Консультация для родителей « Для чего нужны чистоговорки?»

Автор: Марина Борисовна Мухаева
|Должность: учитель-логопед, Структурное подразделение "Детский сад №11 комбинированного вида" МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида"
Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят звуки. Но иногда речь детей недостаточно четкая и внятная. Это бывает из-за вялости артикуляционного аппарата или когда у ребёнка торопливая речь. В этом случае ребёнок не проговаривает в словах ряд звуков, как мы говорим – проглатывает. Преодолеть эти недостатки помогут различные чистоговорки.
Что же это такое чистоговорка?
Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении, построенные таким образом, что в первой части чаще всего, трижды или  более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью.
Еще филолог Корней Чуковский отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам. «…Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме…». Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка».
          Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом).
           Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Чистоговорки нужны для развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания.
Разучивая чистоговорки с детьми, вы сможете проверить все ли в порядке у вашего будущего школьника со звукопроизношением. Если же вы обнаружите какие-то проблемы, то у вас есть время предотвратить их до поступления в школу, занимаясь с логопедом.
Как правильно работать с  чистоговоркой?
В начале работы необходимо выделить «основу» чистоговорки. Для этого берётся последний слог в слове и повторяется в начале чистоговорки столько раз, сколько в этом слове слогов.
Помните, что любые чистоговорки надо сначала произносить медленно, четко выговаривая каждое слово. Если речь ребёнка торопливая, то попробуйте отбивать рукой ритм. Постепенно темп речи должен становиться быстрее, но рассказывать скороговорку надо всё более тихим голосом, переходя на шепотную речь. Это довольно сложное упражнение. Но если постараться, то всё получится. Произносить чистоговорки надо несколько раз подряд – 5-7 раз. Попробуйте так же говорить чистоговорки с различной интонацией: радостной, грустной, вопросительной, возмущенной.
        Использование чистоговорок  является одним из наиболее эффективных способов отработки и закрепления звуков в речи. При этом наряду с готовыми вариантами можно самим придумывать слова на изучаемый звук, составлять фразу, а к ней чистоговорку. Рекомендуется произносить чистоговорку , выполняя при этом разные задания.

        Например,  чистоговорку: "Са-са-са – идёт хитрая лиса", произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т.д.); произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка); произносим тихо или громко;  произносим в разном темпе (медленно или быстро); произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова). Так же можно придумывать чистоговорки, добавляя последний слог или слово (Со-со-со – покатилось коле… (со).
Су-су-су – маме я цветы несу. Сы-сы-сы - у девочки две косы и т.д.).
             На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.
Виды заданий:
- Изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис –  в лесу есть много … (лис) и т.д.
- Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
Ра-ра-ра – какая детвора?  Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д.
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.
- Подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):
Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.
- Отвечаем  чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла и т.д.
- Называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора.  Ра-ра-ра  – низкая гора.
Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.
- Называем слова"ласково":
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.
4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.
Са-са-са –  кого встретила лиса? Са-са-са –  волка встретила лиса и т.д.
Для того чтобы сформировать у ребенка чистую речь, абсолютно неважно, авторские или общеизвестные чистоговорки вы используете. Главное — ими пользоваться и делать это систематически!

















Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 16.03.2023   |   Изменено: 16.03.2023 09:23:15
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Беседа с ветераном
Фотографии