Статистика
Количество воспитанников: 94
Дети до 3 лет: 19
Дети от 3 до 7 лет: 75
Выпускники: 16
Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Консультация педагога - психолога: «Комплекс дидактических игр по развитию мышления у дошкольников»

Автор: Наталья Валерьевна Козлова
|Должность: педагог-психолог, Структурное подразделение "Детский сад №11 комбинированного вида" МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида"
Уважаемые родители, предлагаю вам дидактические игры для развития мышления у детей. Выберите те, которые вам больше всего понравились и играйте со своими детьми. Главное, чтобы вы играли часто. Желаю вам успехов.
Игры для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста
Игра «Да-нет-ка».
Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.
Описание: воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».
Игра «Визуальные "да-нет-ки"».
Цели: учить анализировать; развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.
Описание: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10), дать ребенку немного времени их рассмотреть. Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.
Игра «Сундук с сокровищами».
Цель: развивать воображение, навыки анализа.
Игровой материал и наглядные пособия: коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).
Описание: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.
Игра «Кто кем был?».
Цель: развивать внимание, воображение.
Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.
Например:
- Кем был старичок? (Мальчиком.)
- Чем было дерево? (Ростком.)
- Чем был Буратино? (Поленом.)
Игра «Снаружи - внутри».
Цель: научиться соотносить понятия «большое» - «маленькое», «внутри» - «снаружи».
Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом - подушка, котлета - кастрюля, сердце - кошка, рыба - река, сахар - чай и т. д. Затем поменяться ролями - пусть ребенок назовет пару слов.
Игра «Я -ты».
Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции.
Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например, воспитатель говорит: «Я - радуга!» Ребенок должен ответить: «Я - солнце!» Воспитатель продолжает: «Я - небо». Ребенок отвечает: «Я - самолет». И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)
Игра «Третий лишний».
Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Описание: воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.
Игра «Отгадай по описанию».
Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.
Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.
Например:
• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)
• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)
• Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)
• Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)
• Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)
Игра «Что сначала, что потом».
Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.
Игровой материал и наглядные пособия: наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).
Описание: воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.


Комплекс дидактических игр по развитию мышления у  дошкольников
Игры на развитие логического мышления
1.    Игры на формирование умений выполнять классификацию.
«Разложи предметы»
Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов, различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.
Ход игры:
Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».
«Летает – не летает»
Ход игры:
Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».
2.    Игру можно проводить на прогулке.
«Съедобное – не съедобное»
Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное».
«Будь внимательным»
Ход игры:
Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д.  После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.
3.  Игры на формирование умений выполнять систематизацию.
«Новоселье у матрешек»
Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.
Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам, и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто, где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.
Игра «Что тяжелее?»
Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.
Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее посеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – зимнее платье и т.д.
По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?»
Игра «Угадай-ка: плывет – тонет?»
Ход игры:
Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие – тонут. Педагог называет попарную группу предметов: деревянная палочка – гвоздь, деревянная и металлическая линейки, деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли, металлическое и деревянное колечки и т.д. В случае затруднений педагог организует практические действия с этими предметами. Предметы даются в случайном порядке, а не попарно. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие же предметы плавают, а какие тонут, почему?
Рассказы – загадки.
«Что было ночью?»
«Воспитатель подошел к окну и сказал: «дети, посмотрите в окно, все вокруг белое – земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?». Что ответили дети?».
«Дождливая погода»
«Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула: «ой, какой пошел сильный дождь!». Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?».
«Не покатались»
«Два друга – Олег и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?».
Продолжи предложения:
Мы включили свет, потому что … .
Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что … .
Дети надели теплую одежду, потому что … .
Щенок громко залаял ,потому что … .
Алеша выглянул в окно и увидел … .
Таня проснулась утром и … .
Также для развития логического мышления я использую игры сделанные из дерева: «Сложи квадрат», «Головоломки», «Уни - кубы», «Палочки Кюизенера», «Рамки вкладыши Монтессори» и магнитный 3D конструктор
Игра «Чем похожи и чем отличаются?»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.
Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.
Игра «Подбери пару к слову».
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Оборудование: мяч.
Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».
Игра «Что это? Кто это?»
Цель: развитие мышления и речи.
Оборудование: 24 предметные картинки.
Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.
Игра «Разложи карточки»
Цель: развитие логического мышления.
Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка); поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .
На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.
Игра «Разложи картинки по группам»
Цель: развитие навыков анализа и синтеза.
Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда : чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.
Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные).
Задание «Закрой лишнюю картинку»
Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).
Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка).
Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.
Задание «Нарисуй и зачеркни»
Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.
Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .
На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям:
• Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;
• Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;
• Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру
Игра «Придумай загадку»
Цель: развитие речи и мышления.
Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.
На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.
Игра «Составь предложение по двум картинкам»
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Оборудование: магнитная доска; магниты; пары предметных картинок: : бабушка – кофта (чашка, ваза, девочка – кролик (фасоль, лыжи, мальчик – кот (велосипед, коньки, аист – гнездо и т. д.
Воспитатель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.
Игра «Любимая еда»
Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.
Оборудование: предметные картинки, например: корова – сено, кролик – капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т. д.
Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.
Игра «Скажи мне наоборот»
Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.
Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.
Игра «Нелепицы»
Цель: развитие речи, внимания, мышления.
Оборудование: карточка к заданию.
Воспитатель предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.
Задание «Дополни фразу»
Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.
• Если песок мокрый, то.
• Мальчик моет руки, потому что.
• Если переходить улицу на красный свет, то.
• Автобус остановился, потому что.
Игра «рассказ наоборот»
Детям младшего школьного возраста (играть могут одновременно несколько человек) предлагается попробовать сочинить рассказ или сказку наоборот. Предположим, один говорит: «И началась у них с тех пор счастливая и спокойная жизнь». Другой: «Вернулись братья в свою деревню». Третий: «Наконец поняли они, что мир лучше ссоры. Четвертый: «Сколько в одиночку старались мост построить, а ничего не выходит» и т.д.
Игра «Ассоциация»
Группа детей выстраивается в круг, и им предлагается два любых слова. Например, щенок и мячик. Детям по очереди предлагается связать эти два слова в одно предложение. Кто последний придумает предложение, тот и выиграл. В предложенном примере могут возникнуть следующие ассоциации.
Щенок играет в мячик.
Щенок прыгает как мячик.
Щенка надо кормить, а мячик — нет.
Щенок пушистый и теплый, а мячик гладкий и холодный.
У щенка глаза круглые, как мячик.
Дети любят играть со щенком и мячиком.
Рыбка — червячок
Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор
Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки).
◈ Как играем: сначала читается стихотворение:
Зайчик любит морковку,
Мишка — малинку,
Воробушек — рябинку,
Рыбка — червячка,
Избегай, рыбка, крючка.
◈ Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молочко и т. д.
◈ Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом.
◈ Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Людоед?» и пр.
◈ Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка — заяц, зерно — птица, лошадь — сено.
◈ Когда предоставится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте за их повадками.
◈ Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе.
Раз, два, три лишний уходи
Игра помогает формировать понятийное мышление; отсекать лишнее (анализ — синтез)
Необходимый инвентарь: картинки.
◈ Как играем: покажите картинки с предметами одного класса, но разных групп, например: автобус, машина, мотоцикл — самолет; трамвай, автобус, электричка — КамАЗ; пожарная машина, скорая помощь, продуктовая машина — такси и т. п. Какая картинка из четырех лишняя? Почему?
◈ Закрепляем: меняйтесь ролями. Можно играть и в словесный вариант этой игры. Желательно брать различные понятия, знакомые ребенку, например: «одежда», «обувь» и т. д. Помогайте ребенку, если он затрудняется, обосновывать ответы.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 19.06.2023   |   Изменено: 19.06.2023 10:58:50
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Поздравление воспитанников с Днем Матери"
Фотографии